Гуру Бхакти

Общество Bhakta Bandhav

Враджаваси самые удачливые

 26 августа 2003, Вриндаван, Индия

В «Шримад Брихад-бхагаватамрите» Шрилы Санатаны Госвами описывается, как Шри Нарада Риши путешествовал повсюду, желая явить миру того преданного, у которого самое возвышенное настроение служения и который получил самую большую милость Кришны. Движимый этим желанием, он добрался до Двараки и вошел во дворец Рукмини-деви.

В это время Кришна очень горевал в Своих покоях. Прикрывшись [питамбарой], Он притворился, что спит. Во дворце Нарада Муни объявил всем присутствовавшим, что самый великий восприемник милости Кришны – это Шри Уддхаваджи. Уддхава, услышав это, произнес: «Я тоже так думал, пока не побывал во Врадже, где все мои грезы развеялись. Я пробудился от этого сна и осознал, что вообще недостоин Его милости. Самые великие восприемники милости Кришны – это гопи Вриндавана, их настроение преданности самое возвышенное».

Мать Шри Баларамы, Шримати Рохини-маийя, очень рассердилась от этих слов. Она сказала Уддхаве: «Что ты такое говоришь? Есть ли во всей вселенной кто-то более неудачливый, чем жители Вриндавана и особенно гопи? Можешь ли ты мне описать признаки того, кто обрел милость Кришны? Что, такие «счастливчики» днем и ночью плачут в разлуке? Знаешь ли ты, в каком состоянии пребывают враджаваси? Коровы больше не едят траву, они уже на грани смерти. Когда Кришна покинул Врадж, мама Яшода так горько плакала. Слушая ее плач, птицы и животные тоже плакали, а камни и молнии плавились. Плач был настолько душераздирающим, что сердце каждого таяло. И только сердце одной личности не смягчилось – той самой, которая сейчас находится здесь, Кришны».

«Что Кришна сделал для враджаваси? – продолжала Рохини. – С самого начала Он ничего не делал для них, и в конце просто оставил всех и уехал в Матхуру. В Матхуре Он стал принцем и сейчас Ему поклоняются все полубоги. Он стал великой личностью и совершенно позабыл гопов, гопи, Гирирадж Говардхан, Вриндаван, Шьяма-кунду и Радха-кунду. Он так жесток!»

Несогласная со словами Шри Уддхаваджи, она продолжала: «О Уддхава, до того, как Кришна родился во Врадже, эта земля не знала никаких бед. Все жили счастливо, в любви и согласии. Однако с того самого момента, как Он родился, враджаваси столкнулись со всеми бедами, которые только бывают на свете. Сначала пришла Путана и съела много младенцев. Потом пришел Тринавартa и ослепил всех враджаваси пыльной бурей. Когда он поднял Кришну в небо, маме Яшоде оставалось только беспомощно плакать. Затем появился Шакатасура. Когда он был убит, все подумали: “Кришну спас Бхагаван”. На смену ему пришел Агхасура. Все дети враджаваси зашли к нему в пасть, и он пытался съесть их. В другое время Кришна так играл с друзьями, что уронил деревья ямала-арджуна. Много детей могло погибнуть в этот момент! Однако все они были спасены милостью Бхагавана. Во всех этих случаях страдали враджаваси, не Кришна.

Позднее Кришна убедил жителей Враджа не проводить пуджу Индре. В результате на них обрушился сильнейший ливень, все враджаваси страдали, дрожа от страшного холода. Кто же был причиной их страданий? Твой Прабху».

Шримати Рохини-деви продолжала: «Камса послал во Вриндаван Калию, и в то время враджаваси ужасно страдали. Из-за кого? Из-за твоего Прабху! На самом деле со дня рождения Кришны жители Вриндавана не видели счастья в жизни – одни сплошные мучения. Плюс ко всему Кришна никогда не делал никаких попыток избавить их от страданий».

Каковы признаки бхакти?

 

аньябхилашита-шуньям гьяна-кармадй-анавритам

анукульена кришнану-шиланам бхактир уттама

(Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)

 

«Деятельность, направленная исключительно на удовлетворение Шри Кришны, другими словами, непрерывный поток служения Шри Кришне посредством тела, ума и речи, сопровождающаяся различными духовными эмоциями (бхавами), свободная от покрова гьяны (знания, имеющего целью имперсональное освобождение), кармы (прагматической деятельности) и не преследующая иных желаний, кроме желания принести счастье Шри Кришне, называется уттама-бхакти, чистым преданным служением».

 

Это объяснение ясно подтверждает, что все должно быть задействовано в служении Кришне, и косвенным образом это выражено в словах Рохини-маийи. Она спрашивает: «Сделал ли Кришна что-нибудь для враджаваси? Сделал ли?» Несметное количество демонов пришло во Вриндаван: Шакатасура, Путана, Агхасура и Кеши… Было столько потрясений, и все враджаваси всячески страдали. И все же они никогда не хотели для себя ничего. Все, что им нужно – это счастье Кришны, и все, что они делают, посвящено только Ему. Все враджаваси обладают премой, но према гопи – наивысшая, ибо проходит стадии снехи, мана, пранаи, раги, анураги вплоть до махабхавы. Према Нанды Бабы и тех, кто испытывает к Кришне родительские чувства, не поднимается выше анураги. Настроения Шримати Радхики – самые возвышенные, и все они полностью посвящены служению Кришне.

Почему же Кришна не избавил враджаваси от страданий, хотя они все делали для Него? Шримати Рохини-деви ответила на этот вопрос. Враджаваси – они мохита, зачарованные. Что это означает? Они попадают под влияние Кришны, как будто загипнотизированные или под воздействием магии. Иллюзионист может показывать много трюков, и никто не может понять, как он это делает. Иногда на глазах у всех он может положить своего сына в ящик и понарошку отрезать ему голову. Эту голову он закрывает в другом ящике, и все думают, что его сын убит. Затем иллюзионист зовет своего сына, – и сын бежит к нему, целый и невредимый. До этого же все думали, что он умер.

Каково значение этой аналогии? Кришна зачаровывает всех враджаваси с помощью Йогамайи, а также Своей сладостью – лила-мадхури (сладостью игр), вену-мадхури (сладостной игрой на флейте), према-мадхури (сладостью Своей любви) и парикара-мадхури (сладостью Своих спутников). Однако это не обычные фокусы, как материальная магия или гипноз, такое на враджаваси не подействует, потому что они за пределами всего этого. Что говорить о враджаваси, даже если на обычных преданных в этом мире не действуют никакие виды магии! Скорее враджаваси можно покорить кришна-премой. Плененные ею, враджаваси не имеют собственных желаний и не стремятся к своему благополучию. Они хотят только, чтобы Шри Кришна был счастлив, и Его жизнь была наполнена всеми благами. Они хотят все беды принять на свои головы, чтобы ничто неблагоприятное не коснулось Кришны.

Каково значение мангала-аратика? Когда говорят «предложить аратик», это означает: «Пусть все проблемы, несчастья и беспокойства обойдут тебя стороной. Я взвалю все твои проблемы на свои плечи. Пускай все они обрушиваются на меня».

Все, что дорого нам в этом мире: родители, богатство, животные, дом и т.д. – должно быть для счастья Кришны. Настроение враджаваси таково, что они готовы все оставить ради Него.

Наша природа противоположна, мы не такие, как враджаваси. Мы можем с легкостью оставить Господа Кришну ради материального счастья. Мы готовы запросто оставить бездонный океан нектара кришна-премы и бхакти-расы (трансцендентного вкуса наших отношений с Кришной) ради сексуальных наслаждений. Самые большие неудачники – те, кто оставляет общество Вайшнавов и хари-катху ради сиюминутного незначительного счастья в этом мире. Мы не должны уподобляться таким людям. Наоборот, нам нужно стараться быть, как враджаваси, которые едят, спят и украшают себя только ради удовольствия Шри Кришны.

Враджаваси никогда не считают Кришну Богом, и они никогда не воспринимали Его как Деваки-нандану или Васудева-нандану. Он для них только Яшода-нандана и Нанда-нандана, и их любовь к Нему очень естественная. Такова их природа.

Рохини-маийя заключила: «Что еще я могу сказать? И кто будет слушать? Твой Прабху, этот Кришна, как же Он эгоистичен! Он теперь сын Васудевы, Он теперь как царь. Он оставил все украшения, которые носил во Врадже – флейту (вамши) и корону из павлиньих перьев (мора мукут). Ему нет дела до враджаваси. Он беспокоится только о Деваки и членах династии Яду.

Даже во Врадже Он был эгоистом. Всегда старался удовлетворить Свои собственные интересы: воровал масло из домов старших гопи, а потом прятался от них. Что уж говорить о Его бессердечности, когда Он покинул их, уехав в Матхуру… Он сразу же забыл Врадж. Он стал царем, и Ему поклонялись многие великие личности. Зачем Ему вспоминать этих простых деревенских жителей? Он очень жестокий…»

«Кому я все это рассказываю? Никто не будет слушать».

Рохини говорила, как будто жалуясь, но на самом деле она раскрывала нектар повествований о Кришне во Врадже. В ее словах кроется очень глубокий смысл, но она не могла открыто выразить это из-за своей ватсалья-бхавы.

Как Господь Кришна объяснит позже, когда Он Сам присоединится к этому обсуждению, Он хотел облегчить страдания гопи и других враджаваси, но Ему это было не под силу. Он не мог успокоить или удовлетворить их, так как все Его попытки приводили к тому, что настроение их разлуки только усиливалось, а в случае гопи оно усиливалось, даже когда Он был во Вриндаване, что говорить о том, когда Он уехал в Матхуру и Двараку. Позже Шри Кришна признается Своим царицам, что женился на них только потому, что они были чем-то похожи на гопи, и, глядя на них, Он мог вспоминать гопи. Также Он скажет царицам, что может оставить их всех в один момент.


копирайт

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *.