Гуру Бхакти

Общество Bhakta Bandhav

Садхана и бхаджан

5 июля 1996 года, Сан-Франциско
Сейчас мы будем слушать «Чайтанья-чаритамриту». Это наша садхана. Вначале мы определим цель нашего бхаджана, а затем процесс, с помощью которого ее можно достичь. Только после этого можно начать совершать садхану и бхаджан. Например, чтобы купить расагуллу, нужно пойти в магазин сладостей, а овощи — на овощной рынок. Но вы не сможете купить расагуллы на овощном рынке, а овощи в лавке сладостей. Их нельзя приобрести в медицинском или техническом колледже. За расагуллами вам нужно пойти в лавку, где продают сладости. Но что делать, если у вас нет денег? При одном виде расагулл у вас потекут слюнки — и тогда вы вернетесь за ними.
Мы собираемся определить цель нашей садханы и бхаджана. Чего мы хотим? Ответив на этот вопрос, мы обсудим путь и соответствующую практику для достижения желанной цели.
Пока что я рассказал до этого места:
наям шрийо ‘нга у нитанта-ратех прасадах
свар-йошитам налина-гандха-ручам куто ‘ньях
расотсаве ‘сья бхуджа-данда-грихита-кантха
лабдхашишам йа удагад враджа-валлабхинам
(Ш.-Б., 10.47.60)
«На празднике раса-лилы Господь Шри Кришна обнимал враджа-сундари Своими нежными, словно лианы, руками, исполняя их сердечные желания. Дарованная им милость неведома даже Лакшми, вечно пребывающей на груди Бхагавана, а также прекрасным женщинам с райских планет, благоухание и цвет тела которых напоминают цветок лотоса. Что же говорить о земных красавицах?»
Шри Рай Рамананда Прабху сказал, что высшая цель – это нежная любовь гопи к Кришне. Махапрабху попросил его продолжить, если есть что-то более высокое. Тогда Шри Рай Рамананда ответил: «Нет ничего более возвышенного, чем любовь Шримати Радхики».
Итак, садхья (цель)– это любовь и привязанность Шримати Радхики к Кришне. Кришна тоже любит Шримати Радхику и гопи, но это не является нашей целью, потому что самое высшее – это любовь Шримати Радхики к Кришне, она намного превосходит Его чувства к Ней и гопи. Затем Шри Рай Рамананда Прабху прославил эту любовь в «Шримад-Бхагаватам».
…Всходила полная луна, окрашивая своим розоватым цветом все небо. Все цветы в лесу распустились. И в это время Кришна заиграл на флейте…
Очарованные звуками, гопи устремились в это место. Во Врадже так много жителей, и мужчин и женщин, но они не способны были услышать песнь флейты Кришны – только гопи услышали и пришли.
Вы должны вернуться домой и служить своим мужьям. Женщина должна служить своему мужу, даже если он хромой, убогий, нищий или безобразный. Такова наша ведическая культура. Даже если он что-то делает неправильно, будь он даже поражен проказой, жена обязана служить ему, следуя санатана-дхарме. Поэтому возвращайтесь домой, – сказал Кришна.
Он привел множество примеров, чтобы убедить гопи. Однако они так и не вернулись домой. Я рассказывал, как гопи победили Его в споре и как началась раса-лила.
Погрузившись в расу, Кришна пел и танцевал с гопи. Он кружился в танце с тысячами гопи, образуя с каждой из них пару. В самом центре Шримати Радхика танцевала с Кришной. Его движения были так стремительны! Казалось, будто Он одновременно находился рядом с каждой гопи – это было подобно факелу, который при быстром вращении образует огненный круг. Кришна был один, но каждая гопи считала, будто Он танцует только с ней, принимая очаровательные позы.
Каждая гопи думала: «Кришна только со мной, больше ни с кем. Он танцует только со мной!»
Кришна успевал одновременно превосходно танцевать и служить гопи. Каждой Он говорил: «О, ты не устала? Могу Я помассировать твои лотосные стопы?», или: «О, твои ножные колокольчики развязались. Могу ли Я завязать их?» Кришна Сам завязывал ножные колокольчики на щиколотках гопи, а Своей питамбарой вытирал жемчужные капельки пота с их лотосных лиц.
Шримати Радхика, увидев эту игру Кришны, подумала: «Какой Он ловкий! Когда Я смотрю перед Собой, мне кажется, что Он танцует со Мной. И вдруг замечаю: Он кружится в танце и с этой гопи, и с той… Вот хитрец!»
Рассердившись, Шримати Радхика решила покинуть арену танца. Поняв Ее желание, Кришна увел Шримати Радхику в лесную чащу. В это время все гопи спохватились: «Где Кришна? Где Кришна?” Онине видели, что вместе с Ним ушла Шримати Радхика.
Все гопи стали плакать и повсюду искать Его, совершенно потеряв рассудок. Но Шримати Радхику они не искали.
В состоянии божественного безумия гопи начали спрашивать у деревьев: «Вы видели нашего возлюбленного Кришну?» Не дождавшись ответа, гопи подумали: «О, деревья тоже мужского пола, поэтому они на стороне Кришны. Они не отвечают нам, но выглядят очень счастливыми».
Затем гопи заметили, что на лианах распустились цветы. «О, она (лиана) так счастлива, наверняка Кришна коснулся ее и пошел этой дорогой», – говорили гопи. Они спрашивали у лиан: «Вы видели нашего возлюбленного? Он был с нами, но потом куда-то ушел… Вы Его не видели?» Но лианы тоже не отвечали им. Тогда гопи продолжали: «О, они смеются. Кришна запретил им раскрывать то место, где Он спрятался. Вот почему они не отвечают нам! Только взгляните, лианы от переполняющего их счастья источают нектар!»
Блуждая так, гопи горько плакали и искали повсюду Кришну. Они очень жалобно звали: «О Кришна, о Кришна, где же Ты?»
Услышав это, Шри Чайтанья Махапрабху заметил: «Кришна увел Шримати Радхику с раса-лилы, но сделал это тайно. Получается, что, возможно, этого и не было. Только кажется, будто Он забрал Ее».
Шри Рай Рамананда Прабху объяснил Махапрабху, что Шримати Радхика – лучшая среди гопи, поэтому Кришна и увел Ее. Но Он сделал это незаметно, потому что боялся — ведь Он уверял каждую гопи: «О, ты Моя самая дорогая возлюбленная! Я люблю только Тебя». И каждая чувствовала, что Кришна любит Ее больше остальных. Если бы Он забрал Шримати Радхику на глазах у всех, тогда Ее превосходство стало бы явным, и гопи могли подумать: «Каков обманщик!» Поэтому Кришна увел Ее незаметно.
Шри Чайтанья Махапрабху обратился к Шри Райю Рамананде Прабху: «Из твоего повествования неясно, что Шримати Радхика превосходит всех гопи. Объясни так, чтобы Ее исключительность среди всех гопи стала очевидной».
В ответ Рай Рамананда Прабху произнес другой стих:
камсарир апи самсара-васана-бандха-шринкхалам
радхам адхая хридайе татьяджа враджа-сундарих
(Шри Гита-говинда, 7.1)
«Кришна дарует счастье всем существам. Он величайший герой, одержавший победу над зловредным царем Камсой. Но Его сердце полностью покорила любовь Шримати Радхики. Он вечно погружен в Ее прему, которая является сутью мадхурья-расы, поэтому без промедления покинул бесчисленное множество других прекрасных враджа-сундари».
Шри Джаядева Госвами написал прекрасную книгу под названием «Шри Гита-говинда». Она очень дорога Кришне. «Джая джая дева харе» – первая песнь в этой книге. Осознав превосходство Шримати Радхики, Шрила Джаядева Госвами наиболее ясно отразил это в «Шри Гита-говинде». Во время раса-лилы, которая проходила на Чандра-сароваре, рядом с Гирираджем Говардханом, луна, плененная танцем раса, застыла на месте и наблюдала миллионы лет. Когда танец закончился, она продолжила свое движение. Потому это место называется Шри Чандра-саровара. Раса длилась здесь не шесть часов и не двенадцать – всю ночь Брахмы продолжительностью миллионы и миллионы лет!
Во время танца Шримати Радхика думала: «Кришна любит других гопи так же, как и Меня». Вспыхнув от гнева, она ушла с танца раса. Увидев это, Кришна покинул всех гопи и последовал за Шримати Радхикой.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху услышал это, Он воскликнул: «О, теперь превосходство Шримати Радхики перед всеми остальными гопи очевидно!»
Среди всех гопи Шримати Радхика и Чандравали считаются главными, а самая возвышенная из них Шримати Радхика. Но не думайте, что Чандравали и другие гопи не связаны с Ней. Все гопи являются экспансиями (кая-вьюхой) Шримати Радхики, которые Она проявила для игр. Вы должны твердо уяснить, что Шримати Радхика высшая среди всех гопи.
Кришна сказал:
на парайе ‘хам ниравадья-самьюджам
сва-садху-критьям вибудхаюшапи вах
йа мабхаджан дурджара-геха-шринкхалах
самвришчья тад вах пратияту садхуна
(Ш.-Б., 10.32.22)
«Дорогие гопи, Я никогда не смогу отплатить вам. Я не могу оставить ни одного из Своих преданных, даже садхаку в этом мире, в то время как вы оставили своих отцов, матерей, сестер, богатство, репутацию и мирскую дхарму. Неспособный на это, Я навеки в неоплатном долгу перед вами. Я молюсь, чтобы вы были милостивы ко Мне – пусть же ваши славные деяния и будут вам вознаграждением».
Кришна обратился к гопи: «Не сердитесь на Меня. Не считайте Меня неблагодарным из-за того, что Я покинул танец раса. Этому есть некоторые причины».
Когда Он появился, гопи спросили Его: «О возлюбленный, мы хотим задать Тебе вопрос, на который Ты должен честно ответить. Столько людей любят друг друга. Одни любят, только если чувства взаимны. Другие любят даже несмотря на отсутствие взаимности. Есть и такие, кто не полюбит, независимо от того, любят их или нет».
Гопи спросили Кришну: «Так к какой категории относишься Ты?»
Они хотели поймать Кришну в ловушку, чтобы Он признал Свою вину, отнеся Себя к одной из этих категорий.
Кришна мягко улыбнулся и от стыда обернул Свою питамбару вокруг шеи. Он смиренно произнес: «Любовь, основанная на взаимном обмене, на самом деле не является любовью. Эта любовь словно сделка – что-то продать, получить деньги и уйти. Те, кто хочет любить, ожидая: “Он должен (она должна) тоже любить меня”, не кто иные, как бизнесмены. Это не следование принципам религии и не настоящая любовь. Так поступают только торговцы».
«Я не из таких», – заключил Кришна. В отношении следующей категории Он отметил: «Личности, которые любят, не ожидая взаимности – это гуру, отец и мать. Сыновья любят своих детей, но не родителей».
Мирская любовь движется по спирали вниз, а трансцендентная любовь направляется к Кришне. Между мирской и духовной любовью огромная пропасть.
Кришна сказал гопи: «Гуру любит своих учеников, а родители – детей, не считаясь с тем, взаимны ли их чувства. Я знаю, что вы, гопи, относитесь именно к этой категории, потому что любите Меня независимо от того, ответны ваши чувства или нет. Такая любовь поистине самая настоящая и возвышенная. Однако Я не принадлежу и к этой категории».
«Третью категорию характеризуют четыре вида личностей. Любите вы их или нет – они все равно вам не ответят взаимностью. Аптакамы абсолютно удовлетворены и лишены мирских желаний, поэтому они не ответят на ваши чувства».
Яркий пример – Шри Шукадева Госвами и Четыре Кумара. Они даже не стремятся прикрыть свое тело! Они не нуждаются в хлебе с маслом – ничего им не нужно. Ни от кого не зависящие, они всегда погружены в блаженство души. Они могут прожить без воздуха или молока миллионы и миллионы лет. Палящее солнце не повлияет на них. Если вы дадите им гору камней чинтамани, они не проявят к ним ни малейшего интереса. Все их желания исполнены, и их не волнует, любите вы их или нет.
К атмарамам относятся те, кто черпает счастье в самом себе и постоянно погружен в атму. Майя не действует на них, и их не заботит собственное тело и его потребности. Они не привязаны к этому. Такие личности не подвержены четырем жизненным страданиям (рождению, старению, болезням и смерти), поэтому у них нет ничего общего с мирской любовью и привязанностью.
К третьему виду относятся акрита-гья (неблагодарные).
Одного скорпиона уносило течением, но он отчаянно сражался за свою жизнь. Увидев это печальное зрелище, садху, чтобы спасти скорпиона, вытащил его из воды. Однако как только он сделал это, скорпион ужалил его и упал обратно в воду. Садху снова спас скорпиона, но тот, неблагодарный, снова ужалил. Это повторилось три-четыре раза.
Друг этого садху спросил: «Зачем ты это делаешь?»
«Если скорпион не изменяет своей природе (жалить), как я изменю своей природе (помогать)? Я спасу его, несмотря на то, что он снова и снова пытается укусить меня», – ответил он.
В конце концов садху спас того скорпиона.
Вайшнавы настолько милостивы! Шрилу Харидаса Тхакура избивали на двадцати двух рыночных площадях, но даже когда казалось, что он на грани смерти, он продолжал непрерывно повторять Харе Кришна маха-мантру. Мы должны быть непоколебимыми в нашем желании следовать махаджанам.
Кришна говорит гопи: «Тот, кто не испытывает благодарности к родителям, гуру или своим доброжелателям, не полюбит, даже если его любят и всегда заботятся о нем».
Для примера приведу историю неблагодарного сына, который неуважительно относился к своим пожилым родителям. Сын женился, у него появилось двое-трое детей. Отец по ночам кашлял, что тревожило сон его сына, невестки и внуков. От отца он унаследовал большой дом и богатство, но теперь очень непочтительно относился к своему родителю. Он сетовал: «Почему мой отец не умирает? Днем и ночью он только кашляет и мешает нам спать. Из-за него мы не можем заснуть».
Он забыл, что отец дал ему все. Такой неблагодарный сын подобен животному.
Кришна объяснил гопи: «Я не отношусь и к этой категории. Если бы Я действительно был неблагодарным, Я бы не появился снова. Но Я пришел. Я не атмарама и не аптакама, потому что Я позвал вас всех и теперь мы собираемся вместе танцевать. Я готов выполнить любые ваши приказы, и, следовательно, Я не атмарама и не аптакама».
Кришна продолжил: «Почему Я не атмарама? Когда Моя матушка не покормила Меня грудью, Я очень рассердился. Это не признак ни атмарамы, ни аптакамы. Иногда Я обманываю Свою маму – говорю ей, что не ел глину. Иногда Я злюсь, а иногда плачу. Это уж точно не признаки атмарамы и аптакамы! Сейчас Я предстал перед вами, поэтому Я не отношусь к неблагодарным. Пожалуйста, будьте довольны Мною».
Последний, четвертый вид – это гуру-дрохи, те, кто не следует указаниям Гурудева и Вайшнавов, а также родителей. У Гурудева столько нежной любви к ним, но они не отвечают взаимностью.
Кришна говорит гопи: «Я не отношусь ни к одной из этих категорий. Вы знаете, что Я ваш возлюбленный, а Вы Мои возлюбленные. Я скрылся, лишь бы понаблюдать, что вы будете делать в Мое отсутствие. Теперь весь мир узнает, как вы, гопи, потеряли рассудок, не в силах вынести разлуку со Мной. Я только хотел явить вашу славу всему миру».
на парайе ‘хам ниравадья-самьюджам
сва-садху-критьям вибудхаюшапи вах
йа мабхаджан дурджара-геха-шринкхалах
самвришчья тад вах пратияту садхуна
(Ш.-Б., 10.32.22)
«Дорогие гопи, Я никогда не смогу отплатить вам. Я не могу оставить ни одного из Своих преданных, даже садхаку в этом мире, в то время как вы оставили своих отцов, матерей, сестер, богатство, репутацию и мирскую дхарму. Неспособный на это, Я навеки в неоплатном долгу перед вами. Я молюсь, чтобы вы были милостивы ко Мне – пусть же ваши славные деяния и будут вам вознаграждением».
«Наша встреча настолько сокровенна, что Я не в силах отплатить вам, даже если буду стараться сделать это целую жизнь Брахмы, которая равняется миллионам и миллионам лет».
Ты можешь отплатить, – сказали гопи.
Как это возможно? Ваша любовь ко Мне так велика. Я, в отличие от вас, делю свою любовь со всеми живыми существами во всем мире, проявляю ее по отношению к бесчисленным преданным. Но ваши чувства направлены только на Меня. Даже при всем Своем желании Я не смогу отплатить вам, — ответил Кришна.
Почему?
Потому что единственное благословение, которое вы попросите – еще больше служить Мне.
Понимаете? Если Кришна даже и спросит, какое благословение они хотят получить, они попросят только о любовном служении Ему. Тогда Он окажется еще в большем долгу перед гопи за их служение.
Кришна говорит гопи: «Я знаю, вы обладаете всеми достоинствами. Я не могу отплатить вам, но вы можете освободить Меня от долга, великодушно даровав прощение. Моя любовь к вам не так возвышенна, как ваша любовь ко Мне. Поэтому вам надлежит простить Меня – Я не могу отплатить вам».
Выслушав Кришну, гопи ответили: «О, Ты победил нас! Мы потерпели поражение, потому что Ты признал свою неспособность отплатить. Теперь мы побеждены».
Кришна сказал гопи: «Пожалуйста, простите Меня. Я сделал это только с целью раскрыть миру вашу славу. Никто не сравнится с вами».
Это и есть суть «Шримад-Бхагаватам». У гопи нет ни эгоизма, ни амбиций. Они никогда не думают: «Кришна должен любить нас». Их единственное желание – любить Его. Кришна не может любить гопи так, как они любят Его. Чувства Кришны никогда не достигнут такого уровня. Гопи наряжаются и украшают себя, вплетают цветы в косы только с одним желанием: «Кришна увидит и очень обрадуется!» Он на самом деле аптакама и атмарама, но для того, чтобы доставить гопи радость, Он становится счастливым. Они желают только обоюдного счастья.
Итак, такая любовь, как у гопи – это высшая цель жизни.
Выслушав ответ Шри Райя Рамананды Прабху, Шри Чайтанья Махапрабху произнес: «Да, Я удовлетворен. Но как обрести эту любовь к Кришне?»
Тогда Шри Рай Рамананда Прабху рассказал о том, что мы обсудим в следующий раз. Вы должны знать, что среди всех гопи Шримати Радхика обладает самой возвышенной любовью. Мы не можем даже вообразить Ее чувства. У души по своей природе тоже есть любовь к Кришне, но она не так велика (вибху), как у Шримати Радхики и гопи, поскольку мы не экспансии Кришны или Шримати Радхики. Мы отделенные частички Кришны, и наша любовь и привязанность тоже обладает частичной природой.
Нам нужно отдать свое сердце Кришне. Не стоит довольствоваться жизнью в этом мире и коллекционировать бесполезные вещи. Рано или поздно нам придется все оставить. Мы не знаем, куда отправимся. Поэтому необходимо стараться как можно больше развивать нашу любовь к Кришне — с уровня шраддхи до ништхи, ручи, асакти, бхавы, премы, снехи, мана, пранаи, раги и анураги, следуя по стопам гопи. Это единственный путь.
Если вы хотите получить освобождение, можете заниматься умственными измышлениями и прийти к выводу: «Я Брахман». Это процесс достижения освобождения.
Если вы желаете служить Шри Нараяне, можете практиковать составляющие вайдхи-бхакти.
Хотите чего-то большего – тогда можете служить Рукмини, Сатьябхаме и Дваракадхише, а также Джаганнатхе, Баладеве и Субхадре в Джаганнатха Пури.
Чтобы стать сакхой (другом) Кришны, вам нужно будет следовать Шридаме, Субалу, Мадхумангалу и другим мальчикам-пастушкам.
Желая служить Кришне в настроении родителей, вы должны следовать по стопам Шри Нанды и Яшоды.
Если же вы жаждете обрести любовь и привязанность гопи, следуйте по их стопам и тогда всего достигнете. Мы объясним это более подробно в следующий раз.
Гаура Премананде! Хари Харибол!
Шьямарани диди: Вчера вечером вы сказали, что расскажете всем историю о том, как гопи на другом берегу Ямуны встретили Шри Дурвасу Муни.
Шрила Гурудев: Возможно вы знаете… Однажды гопи захотели встретиться с Дурвасой Риши. Он был брахма-йогом и обладал великим могуществом. Если он проклинал кого-то со словами: «Умри», этот человек тут же умирал. Он был очень могущественным. Он поселился в месте под названием Дурваса Тила, на противоположном берегу Ямуны. Теперь этот храм, которому по меньшей мере пять тысяч лет, передан нам в управление.
Преданные: Харибол!
Шрила Гурудев: Нам нужно будет его достроить.
Итак, гопи хотели встретиться с Дурвасой Риши. Они приготовили множество видов молочных сладостей и других блюд, которые понесли в очень больших золотых горшках. Подойдя к Ямуне, они увидели огромные волны, вздымавшиеся на ее поверхности, и поняли, что не смогут пересечь ее. Лодок в тот день не было видно. Тогда гопи спросили Кришну, как им пересечь Ямуну.
Кришна сказал им: «Да это же так просто! Вы должны сказать Ямуне, что Кришна – брахмачари, который ни разу не взглянул в лицо ни одной женщине и всю Свою жизнь не имел с ними никаких отношений. Вы все должны повторять мантру: “Кришна брахмачари, Кришна брахмачари”. С этими словами вы очень легко переберетесь на другой берег!»
Гопи заулыбались, предвкушая, как они проверят истинность слов Кришны. Они подошли к Ямуне и произнесли: «О Ямуне, если Кришна брахмачари, который никогда не смотрел в лицо ни одной женщине и не имел с ними никаких отношений, позволь нам пройти».
После этих слов воды Ямуны расступились и гопи прошли безо всяких трудностей. Придя к Дурвасе Риши, они выразили ему почтение и поставили перед ним миллионы самых изысканных блюд. Увидев это, Дурваса Риши за секунду все съел — не осталось ни пури, ни мишри. Все было съедено без остатка. Поклонившись, гопи обратились к Риши Дурвасе: «Мы хотим вернуться на другой берег Ямуны, но ее течение сейчас очень стремительно. Здесь нет лодок. Как же нам попасть на другой берег? Кришна сказал нам мантру “Кришна брахмачари, Кришна брахмачари” – с ее помощью мы и пересекли реку».
Дурваса ответил: «Ах, вы хотите пересечь Ямуну? Тогда повторяйте “Дурваса нирахари, Дурваса нирахари” – Дурваса ничего не ел и даже не пил всю свою жизнь. Произнеся это, вы переправитесь через реку».
Повторяя эту мантру, гопи с легкостью прошли через Ямуну. Они подошли к Кришне и начали хлопать в ладоши и смеяться. «Ты обманщик! А еще мы встретили Твоего гуру, который точно такой же. Какой гуру, такой и ученик», – произнесли они.
(Смех)
Гопи спросили у Кришны: «Ты можешь объяснить, как это у Тебя не было отношений с женщинами и Ты ни разу даже в лицо им не посмотрел? Ты вышел из лона женщины и мы также знаем, что Ты ни секунды не можешь прожить без женского общения. Ты всегда повторяешь “гопи, гопи, гопи”. Мы знаем, что Твои слова были неправдой, но благодаря Твоей мантре мы переправились через Ямуну со всеми нашими подношениями, где Дурваса все съел до последней крошки. Он посоветовал нам: чтобы перебраться на другой берег, мы должны сказать Ямуне, что он никогда ничего не ел в своей жизни. Последовав его совету, мы пересекли реку. Как это возможно?»
Кришна ответил: «Несомненно все, что мы сказали, непреложная истина. Я в жизни не посмотрел ни на одну женщину. Никогда-никогда! Во Мне нет вожделения – Я испытываю любовь ко всем. Дурваса Риши такой же. Все, что приходит к нему, он отдает Мне, ничего себе не оставляет. То, что он делает, берет, ест, вдыхает – он отдает Мне. Поэтому когда он сказал, что ничего не съел, это было правдой. А у меня нет отношений ни с какими женщинами».
Гопи это известно, но ради нашего блага они задавали Кришне вопросы и Он отвечал на них. Кришна произнес в «Гите»: «натешу ахам». Я все делаю, но ни к чему не привязан. Кришна подобен солнцу, которое всем дает тепло и свет, но не привязано ни к кому. Воздух и вода тоже ни к кому не привязаны. Вы умрете без воздуха, воды и солнечного света, а эти элементы ничего не утратят. В солнце столько жара, что вы можете умереть от соприкосновения с ним, однако солнцу ничего не нужно от вас. Оно самодостаточно и независимо. Кришна же намного превосходит солнце. Мы должны знать об этом и служить Ему всем сердцем.
Гаура Премананде! Хари Харибол!

 

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *.