Гуру Бхакти

Общество Bhakta Bandhav

Гундича-марджана – очищение сердца. Шрипад Премананда Прабху.

Гундича-марджана – очищение сердца

(Лекция Шрипада Премананды Прабху, 1-2 июля 2011 г.)

Кришна не проявится в нечистом сердце. Даже материалисты не будут оставаться в грязном месте. Очищение необходимо. Махапрабху дал хорошую возможность для очищения сердца в день гундича-марджаны.

Весь год мы совершаем садхану. Мы пытаемся совершать гуру-севухари-севудхама-севу и воспевать харинаму, но в своем настоящем положении мы не чисты. Мы загрязнены и недалеки. Гундича-марджана – это особый день, особый шанс стать чистым. Махапрабху зовет всех: «Пойдемте со Мной! Я буду чистить, а вы будете Мне помогать и следовать Мне. Я обучу вас этому особому служению».

Кришна приходит на следующий день. Это твердо держится в умах всех в день гундича-марджаны. Шримати Радхика знает, как приготовить кунджу к приходу Кришны. Она обучает Своих последователей, как убрать, как украсить, как служить. В этот день Махапрабху созывает всех и говорит им, что Он будет обучать особому служению уборки кундж и кутиров Враджа.

Эта программа Гаудия-сампрадаи под личным руководством Самого Махапрабху очень сокровенна и могущественна. К тем, кто даже чуть-чуть участвует в этом празднике, приходит огромное вдохновение. Но многие люди не хотят совершать это служение. Они не хотят чистить свои сердца. Таким образом они теряют весь энтузиазм к совершению бхакти.

Западные люди сокрушаются: «У меня нет квалификации, чтобы убираться внутри этих кундж». Но они не должны беспокоиться об этом. Уборка улиц и входов тоже важна. Если Кришна увидит, что все убрано (и даже вход в храм), Он будет очень счастлив. Он скажет: «Все сделано так хорошо!»

Убирать храм Гундича – это значит чистить свое сердце. Только очень удачливые люди приходят в Кшетра-мандалу и готовятся к вхождению во Враджа-мандалу. Кшетра означает благодатная почва. Кшетра-мандала – это то место, где вырастают прекрасные фрукты и цветы, которые затем предлагаются Кришне во Враджа-мандале.

Сегодня Радхарани, враджа-девиманджари поведут Кришну из Курукшетры (Двараки) во Вриндаван. Поэтому они послали сообщение об этом во Врадж. Услышав об этом, все быстро начали убираться в лесных рощах, кунджах и кутирах. Куда Кришна придет? Где Он будет находиться? С большим желанием они все устраивали.

Шри Чайтанья Махапрабху сказал Рамананде Райю и Сварупе Дамодаре: «Спросите разрешение у главных лиц в храме Джаганнатхи и у царя. Если они дадут нам разрешение, мы все пойдем убирать храм Гундича».

Во время уборки храма Гундича Махапрабху сказал: «Этот храм как ваше сердце – если оно будет чистым, вы сможете нести в нем Джаганнатху».

Взяв метлу, Махапрабху первым делом вымел всю пыль, камешки и песок. Сначала Он убрал крупный сор, а потом все соринки.

Затем Махапрабху вместе со Своими преданными начал носить воду из Индрадьюмна-саровары. Образовав длинную линию, преданные стали передавать глиняные горшки по цепочке. Все повторяли имена Хари. Было много возгласов: «Кришна! Кришна!» и «Джай Джаганнатха!» Никакие другие звуки не были слышны.

Вымыв весь храм сверху донизу, Махапрабху вытер все насухо Своей уттарией. Махапрабху сказал: «Кришна придет, поэтому мы для Него делаем кунджа-кутир».

У враджа-деви есть стремление к служению. Без этого стремления невозможно получить квалификацию к враджа-севе. Только у Шримати Радхарани, гопи и манджари есть эта адхикара. В день Гундича-марджаны Махапрабху дает каждому это настроение, этот вкус к служению.

Уборка храма – это еще не все. Мы обязаны чистить свои сердца. Тело – это тоже храм, но не нужно ограничиваться только простой внешней «уборкой».

Махапрабху чистил, воспевая харинаму. Пока Он делал это, пришел один гаудия-бхакта, омыл водой стопы Махапрабху и взял чаранамриту. Это очень обеспокоило Махапрабху. Он казался очень разгневанным. Повернувшись к Сварупе Дамодаре, Он сказал: «Ты только посмотри на поведение своих Гаудиев! У них совсем нет этикета! Выведи его из храма!»

Сварупа Дамодара вывел преданного из храма. Махапрабху никогда не гневался, Его никогда ничего не беспокоило. Почему же Он прогнал этого преданного? Он никогда не пренебрегал никем и никогда ни от кого не отказывался. Почему Махапрабху был так обеспокоен[1]?

Не все приходят за служением. Некоторые приходят ради собственного престижа. Я склоняюсь в дандавате на виду у всех – они скажут: «О, ты полон почтения к Махапрабху!» Я принимаю чаранамриту – «О, ты такой возвышенный преданный, такой смиренный. Ты принимаешь чаранамриту». Я буду надеяться, что Махапрабху даст мне Свои благословения. Но это невозможно!

Махапрабху не дает Свои благословения актерам. Он говорит: «Сначала очисти свое сердце и посвяти каждое мгновение своей жизни служению Кришне. Если ты используешь все свое время ради служения себе, когда же ты будешь служить Кришне?»

Махапрабху учит нас, что сердце очистится с помощью этой гундича-марджаны:

чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам

шреях-каирава-чандрика-витаранам видья-вадху-дживанам

анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам

сарватма-снапанам парам виджаяте шри-кришна-санкиртанам

(Шри Шикшаштака, 1)

«Победа воспеванию святого имени Шри Кришны, которое очищает зеркало сердца и полностью гасит бушующий лесной пожар материального существования! Шри-кришна-санкиртана проливает на джив благодатный лунный свет бхавы, в лучах которого распускается белоснежный лотос их удачи. Святое имя – это жизнь и душа трансцендентного знания, которое здесь сравнивается с супругой Господа. Оно постоянно увеличивает океан духовного блаженства и позволяет дживе на каждом шагу наслаждаться вкусом божественного нектара во всей полноте. Святое имя Шри Кришны полностью очищает и успокаивает душу и тело как изнутри, так и снаружи».

Сначала необходимо полностью предаться, атма-самарпана, тогда действия будут называться служением. Без этого совершение каких-либо действий будет только шоу или спектаклем, или иногда вайдхи-бхакти. Это не будет рагануга-бхакти. Без анураги, любви и привязанности, все действия будут просто работой.

Сотрудник компании делает свою работу и получает за это деньги. Он очень тяжело трудится, а после этого возвращается к любимой семье, где даже не вспоминает о работе. Это называется обязанности. Это называется работа. Если у вас есть любовь и привязанность к Господу, разве вы сможете Его оставить и забыть о Нем? Разве служение Ему будет вашей обязанностью? 24 часа в сутки, каждый миг своей жизни, вы посвятите служению Ему.

Многие совершают бхакти, как будто бы это их работа. У них нет искренней любви и привязанности к Господу. Их преданность направлена куда-то еще – к чему-нибудь или кому-нибудь в этом материальном мире. Но если у вас есть любовь к Богу, тогда каждый миг своей деятельности вы будете посвящать Ему.

В этот день Гундича-мандира-марджаны Махапрабху дает особую возможность всем преданным. Своими собственными руками Он убирает храм Гундича и, делая это, Он учит нас, как служить.

Когда во время уборки Махапрабху видел, что кто-то ленился, Он подшучивал над ним: «Ты такой великий севак! Ты так хорошо убираешь! Ты должен обучить каждого».

Некоторые преданные работают, пока люди смотрят на них, и как только они перестают смотреть, преданные отдыхают. Им Махапрабху говорил: «Теперь вы должны устроить для всех пир. Если вы доставите удовольствие преданным, они дадут вам благословение, и тогда те энергия и вкус, которые они имеют к служению, проявятся в вас. И все знание  придет».

Некоторые брахмачари и санньяси работают с утра до вечера, но если вы скажете новому человеку сделать что-либо, он не захочет делать это. Махапрабху объяснил: «У них нет сукрити. Если они устроят пир для всех преданных, придет благословение, и у них появится стремление к служению». Иначе это невозможно.

Как придет эта бхакти? Откуда? Кто ее даст? Не почистив свое сердце в день Гундича-мандира-марджаны, вы не сможете понять настроение враджа-деви, в ваше сердце не придет нектар. Как же вы сможете тянуть колесницу Джаганнатхи? Как Он сможет пойти с вами? Джаганнатха не придет. Если мы думаем о других – они придут и поселятся в нашем уме, займут его полностью. Как вы думаете тянуть колесницу Джаганнатхи и вести Его, имея нечистые желания? Вы не сможете держать Джаганнатху в своем уме – только мирских актрис, актеров или животных. Они украдут вас, уведут с правильного пути. Тогда вы не сможете достичь Вриндавана. Если в день Гундича-марджаны очистить сердце, тогда на следующий день будет очень легко нести Джаганнатху в наших сердцах в Шри Вриндаван.

Шрила Гурудев много раз рассказывал об этой гундича-марджане. Где бы он ни находился, он всегда проводил праздник колесниц и наставлял нас, как следовать этим праздничным дням с правильным умонастроением. Oн давал очень много лекций. Он отправлялся в храм Гундича с великими Гаудия-ачарьями, такими как Пуджьяпад Шанта Госвами Махарадж, Шрила Джанардана Госвами Махарадж,  Шрила Бхакти Прамода Пури Махарадж и многими другими. Они сидели снаружи храма и совершали шравану и киртану. Все вместе они тонули в блаженстве служения. Это поймет тот, кто придет на этот праздник.

В наши дни большинство людей приходит в храм для отдыха, удобств и хорошей еды. Они думают: «Здесь [В Пури] хорошая погода, океан, свежий воздух, прекрасная еда, много сладостей и все легко. Не нужно мыть горшки или убирать храм. Мы будем только немножко совершать бхаджан и киртан и жить комфортной жизнью». Но во время киртана они убегают, а когда приходит время послужить – прячутся. «Я буквально засыпаю, так устал, что валюсь с ног. Я очень болен». Они и к Джаганнатхе не идут. Это не бхаджан.

В этот день рано утром Махапрабху повесил каждому бхакте гирлянду и наложил сандаловую пасту на лоб. Затем Он каждому вручил метлу и глиняный горшок. Все с киртаном отправились к храму Гундича. Все делали это служение – уборку храма Гундича внутри и снаружи, и никто не ленился.

Теперь даже после многочисленных смиренных просьб никто не идет служить. Нет ни вкуса, ни энергии. Есть только одуряющая привычка потворства своим чувствам, которая живет с ними уже миллионы жизней. Зачем тогда служить?

Как же можно изменить это положение? Махапрабху и гуру-варга дают такую возможность, вовлекая нас в празднование Гундича-мандира-марджаны.

В Кшетра-мандале, Враджа-мандале и Гауда-мандале особое значение имеет любовь к Шримати Радхарани и враджа-деви. Если мы памятуем их, наша жизнь будет успешной.

Время идет и никого не ждет. День, когда мы используем все наше время и всю энергию для служения Шримати Радхарани, это хороший день. Когда мы начинаем следовать Ее лотосным стопам, все благоприятное приходит к нам.

Некоторые люди пытаются следовать бхакти по принуждению или по своим эгоистичным причинам. Следствием этого будет не сладость, а жесткость. Малыши не совершают аскезы, но родители всегда заботятся о них. У них очень крепкие отношения.

Взять другой пример – Хираньякашипу и Прахлада. Хираньякашипу не любил Прахладу, был с ним очень жесток. Что Прахлада такого плохого сделал? Тем не менее Хираньякашипу видел его своим врагом.

В этом мире тело, ум и чувства всегда желают наслаждений, и если мы будем помогать им, они будут нашими друзьями. Но если мы не помогаем им, они станут нашими врагами. Они беспокоят нас, когда мы пытаемся вовлечься в преданное служение и духовную жизнь. Мирские люди служат Богу только ради материального счастья. Они не думают ни о чем другом, у них нет понятия [о высшей цели]. Обретя большое богатство, хорошее здоровье, чувственные наслаждения, имя, славу и престиж, они считают, что это благословение Господа, полученное от «совершения» бхакти. «Все пришло ко мне так легко!» – думают они. Но Шри Чайтанья Махапрабху, Шрила Рупа Госвами Прабху, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатха дас Госвами и все их последователи, приходящие в их линию, не желают материального счастья, здоровья, богатства или престижа.

Шрила Санатана Госвами пешком пришел в Шри Вриндаван из Джаганнатха Пури. По прибытии тело его было слабым, и из многочисленных язв сочились гной и кровь. Но думал ли он о том, что нужно позаботиться о своем теле и лечить его? Дал ли ему Махапрабху указание идти к доктору?

Санатана Госвами проводил каждый момент своей жизни, погруженный в духовное служение, и не отвлекался на то, в каком серьезном положении его тело. Он не переживал.

Однажды Махапрабху пришел и обнял Санатану Госвами. Когда золотое тело Махапрабху коснулось кровоточащего, источающего гной тела Санатаны Госвами, все увидевшие это забеспокоились. Это стало происходить ежедневно, и однажды он подумал, что лучше ему расстаться с жизнью под колесницей Джаганнатхи во время Ратха-ятры. Он не мог вынести тот факт, что Господь касался его кровоточащего тела, которое считал оскверненным.

Джагадананда Пандит обратился к Шриле Санатане Госвами: «Махапрабху каждый день приходит и силой тебя обнимает. Ты не должен здесь больше оставаться. После Ратха-ятры быстро возвращайся во Вриндаван». Но он уже решил оставить свое тело под колесницей Джаганнатхи.

В другой раз Махапрабху, увидев Санатану Госвами, сказал: «Ты думаешь, что твое тело – это твоя собственность? Будет ли Господь счастлив, если ты совершишь самоубийство? Если бы Господа можно было удовлетворить этим, Я бы оставил тело тысячи раз».

Затем Махапрабху позвал: «О Джагадананда! Ты мальчишка. Почему ты даешь советы старшим?» Махапрабху очень сильно отругал Джагадананду. Увидев это, Санатана Госвами сказал Махапрабху: «Мой Господь, у Тебя нет ко мне любви, но у Тебя столько любви к Джагадананде Пандиту. Его Ты ругаешь, а мне выражаешь почтение».

Для Шрилы Санатаны Госвами это почтение было очень горьким. «Это означает, что я не Твой», – заключил он. – На самом деле Ты меня не любишь. Джагадананда посоветовал мне быстро возвращаться во Вриндаван, иначе Ты будешь продолжать меня обнимать».

Почему Махапрабху обнимал Шрилу Санатану Госвами? Санатана Госвами убегал, завидев приближающегося к нему Махапрабху. Но Махапрабху гнался за ним, чтобы заключить его в Свои объятия. Махапрабху видел, что у Санатаны Госвами нет отношений с телом. Он всегда был занят преданным служением Господу. До этого он был главным министром царя, но у него не было привязанности к этому материальному положению. Он все это полностью оставил. Те, у кого есть желание служить Господу и развивать любовные отношения с Ним, не следуют материальным телу и уму, не думают о чувственных наслаждениях.

Господь дает это тело. Он может делать с ним все, что пожелает – защитить, сохранить или разрушить. Это Его право. Служение ему с корыстью – это просто тяжелый труд. Это карма.

Если Бог служит мне, выполняет мои приказания, удовлетворяет мои желания, тогда я говорю, что Он дает мне Свои благословения. Но это не благословения. Это значит, что я превращаю Господа в своего слугу: «Если Он служит моему телу и выполняет мои желания, тогда Он достоин быть Богом». Это болезнь западных людей.

«Бог, давай мне хлеба с маслом, иначе ты большой обманщик! Выполняй мои желания – тогда Ты Бог»  – это не философия Вайшнавов.

Новорожденный ребенок беспомощен. Родители заботятся о нем. Единственное, что он знает – это плакать. Ребенок плачет, когда голоден или когда его укусило какое-то насекомое – тогда родители приходят на помощь. Если мы думаем, что Бог может называться таковым, только когда помогает нам, – это не бхакти и не бхаджан.

Яшода Мата и враджаваси никогда не думают о себе. Они служат Кришне 24 часа в сутки и никогда не ждут почтения, славы, престижа и личного удовлетворения. Кришна даже оставил их, покинул Враджа-мандалу на сто лет, но они ни разу не обвиняли Его. С момента рождения Кришны пришло так много демонов, один за другим, но враджаваси ни разу не пожаловались: «О, сколько проблем Он нам принес! Сколько беспокойств нам доставил этот темнокожий мальчик, как только появился!» Они никогда не жаловались подобным образом.

Враджаваси никогда не думают ни о чем, кроме Кришны и Его счастья.

Как много людей имеют желание служить Господу?

Кришна сказал: «Я в долгу перед враджаваси. Я никогда  не смогу отплатить им. У них нет желания принять что-то от Меня. Они непрерывно служат Мне безо всяких условий. Их любовь и преданность так сладка и беспримесна. У них нет вкуса ни к чему другому. Их единственное желание – доставить Мне радость своим непрерывным служением».

Кришна сто лет ждал в Двараке. Там Он только страдал. Почему? Он не мог найти там ту чистую любовь, которая есть у враджаваси. У каждой царицы Двараки по десять сыновей и одной дочери, и вместе со внуками и родственниками династия Яду составляла 56 крор. Они были очень счастливы с Кришной как своим слугой. Но у них не было однонаправленной любви к Кришне. Они не могли Ему служить. Поэтому Кришна был несчастлив.

Спустя столетие, в день солнечного затмения, Кришна привел Ядавов на Курукшетру. Он объявил: «Это солнечное затмение очень неблагоприятно. Если мы пойдем все вместе в святое место и примем прибежище садху, тогда все неблагоприятное станет благоприятным. Все риши и брахманы будут сопровождать нас на Брахма-кунду на Курукшетре и начнут ягью».

Кришна пригласил всех царей и также послал весть во Врадж, приглашая прийти всех враджаваси. Кришна думал: «Враджаваси – величайшие садху. Они дадут прибежище каждому. Полностью предавшиеся им будут освобождены из материального существования, что говорить о нападении Раху и Кету».

В день солнечного затмения Раху, Кету и другие демоны пытаются все покрыть тьмой, дабы обречь всех на страдания. Они стараются даже проглотить Солнце и Луну! Жизнь того, кто в такое время не принимает прибежище у враджаваси, Шри Гуру, истинного защитника, будет полностью разрушена.

Враджаваси пришли на Курукшетру. Увидев Яшоду Мату, Кришна немедленно побежал к ней на колени. Забыв, что Ему больше ста лет, Он стал пить ее грудное молоко, как ребенок. Яшода Мата громко плакала. Она покрыла Кришну своей одеждой, купая Его в своих слезах. Кришна забыл обо всем на свете…

Падма, мать Камсы и жена Уграсены, придя туда, воскликнула: «О, пастухи пришли! Помогли ли они действительно Кришне? Когда мы страдали, они позаботились о Кришне и Баладеве, это правда. Но они не позаботились о Них как следует. Ранним утром они посылали Кришну и Баладеву в лес пасти коров. Они не кормили Их достаточно. Кришна голодал во Врадже. От отчаянья Он воровал масло в домах враджаваси, но в наказание за это Яшода привязала Его к ступе! Они даже не давали Ему обувь или зонтик на время, пока Он присматривал за коровами в лесу. Эти враджаваси – пастухи, живут с животными и сами стали как животные – очень жестокие и бессердечные, безо всякого сострадания. В это тяжелое, опасное для нас время мы отослали туда своих сыновей, но они Их даже не кормили. Наши дети испытывали голод, жажду. Кришна от плохого питания стал черным и тощим. Они работали день и ночь. Вечером приходили усталые, иногда приходилось еще и с демонами сражаться, но не было у враджаваси к Ним любви. Все время Они страдали».

Падма продолжала жаловаться: «Давайте позовем Уграсену. Он принесет бумагу и ручку и мы подсчитаем, сколько денег враджаваси потратили на Кришну и Баладеву, а также сколько они им должны за работу, которую мальчики делали на протяжении десяти лет. Ежедневно Кришна и Баладева уходили пасти коров. Мы должны подсчитать, сколько денег враджаваси Им должны и сколько денег затрачено на питание. Если они должны сколько-то, мы это спустим со счетов, а если с нас есть какая-то задолженность, мы добавим вдвойне. Мы должны сейчас все подсчитать».

Теперь преданные в группе Падмы. Они все время жалуются Шри Гуру, Вайшнавам и Самому Господу. На что же они жалуются? Их жалобы касаются тела и вещей, которые мешают их чувственному наслаждению. У каждого такое умонастроение. Если наши материальные желания удовлетворены, мы думаем: «Да, этот Вайшнав истинный», или: «Господь так милостив!» Люди ждут, чтобы Гуру оказал им хороший прием, и чтобы Вайшнавы им служили, они думают: «Я – главный гость. Я великий преданный».

И это называется бхакти? Вот почему Кришна страдал в Двараке. Там были Падма и ее компания.

Кришна встретился с враджаваси на Курукшетре. Они сказали: «О Кришна, если тебе нравится Вриндаван, пойдем!»

«Как же Я пойду? Вы знаете, Я пришел в Матхуру, а потом в Двараку. Если в красивом саду растет деревце, за которым садовник ухаживает – поливает, заботится, оно вырастает в большое дерево, на нем появляются цветы и плоды. Потом приходят люди, не поливают, не ухаживают, срывают фрукты и цветы, срубают ветви, все забирают – тогда дерево засохнет, не будет давать больше фруктов, на нем не вырастут больше листочки и не распустятся цветы, будет просто сухое дерево. Подобным образом, – говорит Кришна, – все дваракаваси большие бандиты и воры. Я как дерево, с которого они всегда готовы украсть все фрукты и цветы, листья, срубить ветки».

Люди приходят в святую дхаму и сад Хари, Гуру и Вайшнавов, но совершают ли они там какое-нибудь служение? Нет. Они приходят, чтобы насильно все украсть. Они приходят убить садовника и избить руководство, говоря: «Все здесь – это моя собственность».

Кришна сказал: «Все эти 560 миллионов дваракаваси всегда причиняют Мне беспокойства. Они забрали Мои руки, ноги, глаза и все остальное. Я служил и служил, давал Им все, что у Меня было. Теперь Я как обрубок дерева, но они все равно пытаются поцарапать и насладиться этим!»

Тот отец, который имеет десять или двадцать детей, поймет, сколько крови они пьют из него. Есть такой вид пауков, который откладывает сто яиц в один раз. После вынашивания детки рождаются очень голодными. Сначала они едят невылупившиеся яйца, а затем сердце их матери! Мы очень большие бизнесмены: ходим в дхоти, с тилакой, кантхималами, четками, но все это только чтобы украсть что-то у Господа. Мы хотим все молоко, доим, доим корову, но не кормим ее. И наш менталитет таков, что когда корова старая, мы посылаем ее на убой. У нас нет желания служить Господу, хотим только, чтобы нам служили. Загляните в свое сердце: «Сколько я служу Господу и сколько себе, сколько других вовлекаю в свое служение?»

Люди делают шоу, изображая, что служат Богу, но внутренне они молятся: «О Бог, дай мне хороший дом, машину, землю, удобную комнату». Кто-то приезжает с Запада и просит хорошую комнату в отеле, с удобной кроватью, ванной и душем.

Были ли у Шрилы Рупы Госвами Прабху и Шрилы Санатаны Госвами такие желания? Они пришли совершать бхаджан. Просили ли они Господа обеспечить их всем для служения Ему? Где они жили? Где придется, под деревьями.

Некоторые люди приходят в храм и сразу требуют комнату с кондиционером. Потом они берут себе хороший маха-прасад и постепенно становятся все более жадными до всего вкусненького. Никогда в жизни сухую чапати в рот не возьмут. Они забывают концепцию почитания маха-прасада и отказываются кушать все, что не привлекает их материальные чувства. Они жаждут свежего гхи, творога, сладостей, фруктов и двадцать видов солений и приправ.

В кого же мы тогда превратимся? В слугу, поклоняющегося своему телу или Господу? Я не буду так делать! Я не буду подчиняться своему телу! У меня не будет с ним отношений.

На Курукшетре Кришна показал возвышеннейшее положение враджаваси. Кришна сказал им: «В Двараке Я сухой, как высохшее дерево. Пожалуйста!!! Возьмите Меня во Вриндаван и напоите Меня водой своей чистой любви! Я не могу больше терпеть эти страдания. Они стащили из Меня все, что только можно было. Только Мое сердце осталось. Да и сердце пытаются забрать…»

Кришна плакал. В это время пришли враджадеви. «Пойдем с нами сейчас», – предложили они, поняв боль Кришны.

Но как Он мог пойти? Этому было столько препятствий. Уграсена, Сатьяки, Уддхава и многие другие воскликнули: «Ты уходишь? Ты собираешься нас оставить? Оставить Своих цариц? Сыновей? Внуков? Ты уходишь? Нет! Сначала отведи нас в Двараку, потом можешь идти».

Уграсена Махарадж, Васудева, Деваки не соглашались отдать Кришну. Услышав это, Нанда Махарадж сказал: «Мы будем оставаться здесь месяц, год, пока вы не отдадите Кришну! Он НАШ сын! Он принадлежит враджаваси. Мы дали вам возможность так долго быть с Ним! Но больше не дадим. В этот раз мы Его забираем!» Тогда дваракаваси очень забеспокоились. Очень забеспокоились! Почему? Они большие эгоисты.

Враджаваси не эгоистичны. Они отдали Кришну жителям Двараки на сто лет. Все это время они ждали Его. Но сегодня они были очень сильными, потому что знали: Кришна хочет вернуться во Вриндаван, Он несчастлив в Двараке. Любовь дваракаваси нечистая, это так называемая любовь… Поэтому Кришна сказал: «Я иду!»

Враджаваси не хотели Кришну ради своего собственного эгоизма – они были бы рады, если бы Кришна был счастлив в Двараке. Но зная о Его страданиях, они дали клятву вернуть Его обратно во Враджа-бхуми.

Нанда Махарадж был настроен очень решительно. Тогда Ядавы сказали: «Хорошо. Вы возьмете Кришну, Он вернется к вам. Позвольте Ему только один раз вернуться в Двараку, а потом мы Его отпустим к вам». Кришна сказал отцу: «Да. Нанда Баба, вы возвращайтесь домой, Я скоро приеду».

Кришна с Курукшетры вернулся в Двараку, но там Он увидел, что Ядавы не изменились, и то, что они привезли Его туда, было просто их политикой. «Они хотят схватить Меня и держать как своего слугу», – думал Он про себя.

Вскоре после этого Кришна устроил так, чтобы дваракаваси были прокляты мудрецами. Он взял их в Прабхасу для проведения огненного обряда. Там они выпили рисового вина, после чего разразилась ужасная ссора. В результате произошла большая драка, в которой все мужчины династии Яду поубивали друг друга палками. Все это произошло из-за проклятия мудрецов.

Кришна покинул это место и скрылся во Врадж. Арджуна пытался позаботиться о царицах Кришны, но был бессилен в руках мальчиков-пастушков. Они побили Арджуну и украли цариц.

Как сделать Кришну счастливым? Умственные спекуляции тут не помогут. Если вы следуете враджаваси и особенно враджа-деви, живете как они, тогда Кришна будет счастлив. Но дваракаваси не могут следовать. Встретившись с враджаваси на Курукшетре, вместо того, чтобы принять их руководство, они только жаловались.

Мы приходим к Гуру и Вайшнавам, но с каким настроением? Всегда жалуемся. Что мы предлагаем Гурудеву в своих письмах, которые постоянно шлем по электронной почте? Почтение ли? Подарки ли? Нет. Одни только жалобы. Жалобы на вайшнавов и оскорбления в их адрес. Это что, ваша обязанность? Это ваш бхаджан – собирать этот мусор днем и ночью? Это ваша программа бхакти?

Попытайтесь понять природу враджаваси. Их невозможно потревожить. Они сказали Кришне: «Мы пронесем Тебя на колеснице наших сердец». Вот это праздник колесниц. Все враджа-деви несут Кришну из Двараки (Курукшетры) во Вриндаван.

Шри Чайтанья Махапрабху объяснил все сокровенное значение и всю славу этого праздника колесниц, и наша гуру-варга очень серьезно этому следует.

Мы знаем, что Васудева забрал дочь Нанды Бабы из Гокулы. Даже если бы Кришна был сыном Васудевы, какое право он имел забирать Кришну от враджаваси? Если кто-либо меняет своего сына на дочь, тогда какое он имеет право забирать обратно сына без дочери?

Дваракаваси завладели Кришной, забрав Его от враджаваси. Когда могучее дерево с пышной кроной полно фруктов и цветов, люди приходят посмотреть на эту красоту и начинают служить ему. Сначала они собирают все цветы и фрукты, затем листочки, а потом срубают ветви. Они не поливают дерево и не ухаживают за ним. Они будут брать с дерева до тех пор, пока оно не высохнет, а потом используют как дрова.

Во Врадже Кришна омывался водой искренней любви враджаваси. Во Врадже Он был взлелеян любовью. Потом пришел Акрура и забрал Кришну в Матхуру. Из Матхуры Кришна отправился в Двараку, и после ста лет вдали от Враджа Кришна сказал: «Они Меня здесь не любят. Они умоляют Меня о любви и служении им – это все, что им нужно.  Они крадут у Меня все, ничего не давая взамен. Уже все у Меня забрали – руки, ноги… Я превратился в туловище, лишенное частей. Если Я останусь здесь еще, они заберут и то, что от Меня осталось! Они превратят Меня в нирвишеша-брахму».

Например, ребенок-эгоист пьет кровь своей мамы в форме ее молока. Вскоре он вырастает и отвергает ее. Когда родители становятся старыми, он отвозит их в дом престарелых – так же как грешник заботится о корове до тех пор, пока она дает молоко, а затем, когда она становится старой, продает ее мяснику.

Таким образом, некоторые люди пытаются только наслаждаться Гуру и Бхагаваном.

Поняв желание Кришны вернуться во Врадж, враджа-деви поклялись исполнить Его желание. Они сказали: «Пока Он не хотел возвращаться обратно, мы ничего не предпринимали. Но теперь, видя Его желание прийти, мы обязательно приведем Его обратно».

Матхураваси очень умные. Kогда Kришна пришел в Mатхуру, они сослали Eго очень далеко – в ашрам Сандипани Муни. Они думали, что для Кришны это место будет чем-то похоже на Врадж – где Он будет пасти коров Гуру и иметь юных друзей. Они надеялись, что этим самым Кришна постепенно забудет Врадж.

«Мы простые пастухи, – сказал Нанда Баба. – Мы терпели многое, но сейчас Кришна хочет прийти, поэтому мы заберем Его».

Уграсена, Сатьяки, Васудева, Деваки, царицы Кришны, их дети и внуки – все были там. Они устроили шумную демонстрацию. Они обратились с просьбой, чтобы Кришна ненадолго уехал в Двараку перед тем, как вернуться во Вриндаван.

«Баба, Я возьму их в Двараку и потом быстро вернусь», – сказал Кришна Нанде Бабе.

«Тогда мы заберем Тебя отсюда в наших сердцах», – ответил Нанда Баба.

аньера хридая-мана, мора мана-вриндавана,

‘мане’ ‘ване’ эка кари’ джани

тахан томара пада-двая, караха яди удая,

табе томара пурна крипа мани

(Ч.-ч., Мадхья, 13.137)

[Пребывая в настроении Шримати Радхарани, Махапрабху сказал:]: «У большинства людей ум и сердце слиты воедино, однако Мой ум никогда не покидает Вриндавана, поэтому Я считаю, что он един с Вриндаваном. Мой ум и есть Вриндаван, а поскольку Вриндаван Тебе очень дорог, прошу, освяти его прикосновением Своих лотосных стоп. Я сочту это величайшим проявлением Твоей милости».

Враджаваси говорят: «Умы других людей – это джунгли, кишащие опасными животными, но наши умы – это только Шри Вриндаван. О Кришна, пойдем с нами! Ты готов?»

Когда новость о том, что Кришна возвращается во Врадж, достиглa ушей враджаваси, они начали чистить и подготавливать все c великой радостью. Махапрабху обучил этому процессу очищения, чтобы превратить сердце в колесницу, несущую Джаганнатху.

Перевод,  работа над текстом:  Туласика дд, Нирмала дд.


[1] «ядьяпи госани таре ханачхе сантоша / дхарма-самстхапана лаги ‘бахире маха-роша — Хотя Господь, конечно же, был доволен этим вайшнавом, Он напустил на Себя строгость, чтобы показать, как нужно вести себя в соответствии с заповедями религии» (Ч.-ч., Мадхья, 12.124) — прим. ред.

Добавить комментарий

Обязательные поля отмечены *.